Полудоспех, Аугсбург, 1524 г. из собрания музея Метрополитен.

 

В 1928 году в коллекцию музея Метрополитен, Нью-Йорк из собрания Башфорда Дина поступил замечательный экспонат — полудоспех, который хранится ныне по инвентарным номером 29.150.3b–p. Изначально это был полный гарнитур «полевых» кавалерийских лат, но шлем, горжет, перчатки и поножи до наших дней не дошли.

Экспонат относится к обширной, но не самой распространенной группе лат элитного класса: гладким, не рифленым доспехам «максимилиановской эпохи» производства защитного снаряжения. Каких-либо клейм на доспехе не обнаружено, что, впрочем, достаточно обычное явление для германских производственных центров, даже когда речь идет о доспехах высочайшего уровня. Тем не менее, характер геометрических оссобенностей и наведения орнамента не оставляет места сомнениям: гарнитур вышел из Аугсбургской мастерской, скорее всего, из мастерской Хельмшмидтов.

Орнамент наведен методом травления и представляет собой констеляцию из трофеев, стилизованного растительного рисунка, женских профилей и развернутых свитков в центре каждой орнаментальной полосы тассета, которые несут цифру XXIIII. Декоративный рисунок приподнят над вытравленным фоном, несущим повторяющиеся светлые точки (так же приподнятые над поверхностью) — тиичная черта аугсбургских мастерских. Общий итальянский стиль такого рода украшения был осмыслен на германской почве согласно местным вкусам и заметно отличиается от схожих ломабрдских образцов. Данный орнамент портирован с гравюр Дэниэла Хопфера, а может быть, и выполнен самим художником, который, как известно, охотно брался за украшения доспехов.

Цифра XXIIII скорее всего связана с годом производства гарнитура — 1524, что вполне соответствует его конструктивно-геометрическим особенностям.

Обращает внимание значительный вес кирасы. Так, масса нагрудника 3112 грамм, наспинника — 2340 грамм при общем весе лат 12700 грамм. Небольшие размеры нагрудника — 375 миллиметров в высоту, при такой массе говорят о вполне представительной его толщине, возможно, до 4 мм. в центре с обязательным утончением пластины до 1 миллиметра к бокам. Упомянутая особенность как нельзя лучше характеризует гарнитур в качестве боевого доспеха, рассчитанного на отражение любых наступательных средств своего времени: вплоть до мушкетных пуль. Богатое украшение лат не может указывать на их парадное назначение, т.к., во-первых, орнамент никак не влияет на чистую функциональность, во-вторых, украшение воинского облачения было общим местом средневековых воинов. Впрочем, нельзя отрицать возможности универсального применения данных лат: от турнирного поля, до поля боя.

Полная историческая реконструкция данного экспоната, к сожалению, невозможна в связи с утратой его деталей. Остается лишь предполагать о внешнем виде не дошедших до нас шлема, поножей, горжета и перчаток.

+3
x
Наплюсовали на 2
Реклама
Alena
  • Alena
  • 22 октября 2013, 16:32
  • 0
А известно кому он принадлежал?
Клим
Alena: категорически да! )))) Башфорду Дину))))))))))))
Alena
Клим: погуглила — не поняла. Выдает (1) английского историка и (2) какого-то куратора. А где герцог какой-нибудь?
Клим
Alena: так вот, он ему и принадлежал — куратору-историку.))) Ты спросила «кому принадлежал»? Ему — точно принадлежал)))) За герцогаа никто не знает.
Alena
Клим: не, без хэээрцуга не интересно:)
Alena
Клим: а по твоим ощущениям кому он теоретически мог принадлежать — титул и регион, может быть даже конкретное лицо?
Клим
Alena: регион-то я написал — Германия. А принадлежал какому-то аристократическому кровососу, или забогатевшему дворянину. Это такой… графский уровень, дорогая вещь не для всех.
Вопрос.
На латной юбке справа крючок, а слева нет. Для чего он и почему нет слева?
Клим
StanislavKoranov: не знаю. Это пока руками не потрогаешь не поймешь.
  • Harley
  • 29 октября 2013, 08:54
  • +1
как сильно возможный вариант правый тассет был заменяем, к примеру на более длинный
Клим
Harley: не. Оба тассета меняются на более длинный, путем пристежки экстры к короткому тассету.
следов крепежа на левом тассете мной замечено )))
зато обнаружил съемную систему на втором сегменте подола
Herzog
Harley:
скорее всего, вторая половина просто потерялась сквозь столетия. И реставраторы просто сделаи как есть. А то и… вообще, поставили тасет от другого доспеха.
Herzog
  • Herzog
  • 30 октября 2013, 15:26
  • +1
Кстати о птичках рестовраторах. Очень многие музЭи Европи грешат тем, что смешивают разные доспехи в один.
А то и даже ставят новоделы 19го века и выше на экспозицию.
Чемпионы в этом деле — чехи.

Так например в выставке «Краса Зброи», что во дворце Шварценбергов на площади правительства в Праге. Есть одна кираска, люто выставляемая как начало 16го века (макс.стиля).


А в одной умной книжке приведено фото данной кирасы. И сказано, что это делано в 19-м века и толкалось на аукционе в Мюнхене вроде.
Также в замке «Глубоко» в центральном зале висит куча лат с сомнительного вида.
Плюс к этому, Чехи очень любят дополнять недостающие элементы саботонов макс.лат — готицкими острыми носами. Что, все-таки, не верно.


Но это уже отдельная тема и статья.
Клим
Herzog: Очень многие музЭи Европи грешат тем, что смешивают разные доспехи в один.///

Этим грешат ВСЕ музеи в мире. Ровно как и новодельными кусками всякого на экспозиции.
Herzog
Клим:
одно дело «грешить», а другое дело просто нагло врать и лепить все подряд.

Из всего что я видел самые чистые музеи это в Австрии: музей городы Вены; музей Армии; КХМ.
и то, без реставрации никуда
ZlenaDanko
Herzog: а Дрезден?
Alena
Клим: а смысл это делать? Где же научная истина? Ведь профи сразу разберет!

Макс в остроносой готике выглядит феерично:) и… нелепо.
Клим
Alena: прямой смысл.
Вот есть у тебя родные руки-ноги-каска.
Их можно выставлять по отдельности, как руки-ноги-каску, а можно, как комплект. Но чего-то не хватает — кирасы. И тогда ее делают с нуля или подбирают родную от другого доспеха.
Если требования экспозиции говорят: хотим комплект полностью — тогда приходится делать вот так.

А еще бывают (ахрененно часто), наследия 19 века и наполеоновских войн. КОгда такие гибриды в музее уже 150 лет и числятся под одним инвентарным номером.
Alena
Клим: можно ли подобрать родную кирасу из другого доспеха — это же другой (совершенно!) доспех? Или выглядит примерно также — ну и ладно?

Как тогда числятся доспехи, собранные из частей? Просто доспех (как образец) такого-то времени без привязки к конкретному человеку или событию?
Клим
Alena: можно конечно. Вот у тебя гора хлама — руки-ноги-голова. И отдельно — кираса без комплекта. Все эту чудесно монтируется друг с другом и все счастливы. Теперь так делать не модно (к счастью) почти все гарнитуры такого рода — 19 в., ибо гарнитур продается ГОРАЗДО дороже, чем разрозненные куски.

В музее зафиксирован доспех-композит. У него уже есть инвентарный номер. Разобрать его, означает присвоить новые номера всем отдельным кускам доспеха и уничтожить старый номер. Это такой геморрой, что редко кто парится.
Ессно, он числится как анонимная шняга из разных кусков такого-то времени.
Alena
Клим: Ага.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.