В 1928 году в коллекцию музея Метрополитен, Нью-Йорк из собрания Башфорда Дина поступил замечательный экспонат — полудоспех, который хранится ныне по инвентарным номером 29.150.3b–p. Изначально это был полный гарнитур «полевых» кавалерийских лат, но шлем, горжет, перчатки и поножи до наших дней не дошли.
Экспонат относится к обширной, но не самой распространенной группе лат элитного класса: гладким, не рифленым доспехам «максимилиановской эпохи» производства защитного снаряжения. Каких-либо клейм на доспехе не обнаружено, что, впрочем, достаточно обычное явление для германских производственных центров, даже когда речь идет о доспехах высочайшего уровня. Тем не менее, характер геометрических оссобенностей и наведения орнамента не оставляет места сомнениям: гарнитур вышел из Аугсбургской мастерской, скорее всего, из мастерской Хельмшмидтов.
Орнамент наведен методом травления и представляет собой констеляцию из трофеев, стилизованного растительного рисунка, женских профилей и развернутых свитков в центре каждой орнаментальной полосы тассета, которые несут цифру XXIIII. Декоративный рисунок приподнят над вытравленным фоном, несущим повторяющиеся светлые точки (так же приподнятые над поверхностью) — тиичная черта аугсбургских мастерских. Общий итальянский стиль такого рода украшения был осмыслен на германской почве согласно местным вкусам и заметно отличиается от схожих ломабрдских образцов. Данный орнамент портирован с гравюр Дэниэла Хопфера, а может быть, и выполнен самим художником, который, как известно, охотно брался за украшения доспехов.
Цифра XXIIII скорее всего связана с годом производства гарнитура — 1524, что вполне соответствует его конструктивно-геометрическим особенностям.
Обращает внимание значительный вес кирасы. Так, масса нагрудника 3112 грамм, наспинника — 2340 грамм при общем весе лат 12700 грамм. Небольшие размеры нагрудника — 375 миллиметров в высоту, при такой массе говорят о вполне представительной его толщине, возможно, до 4 мм. в центре с обязательным утончением пластины до 1 миллиметра к бокам. Упомянутая особенность как нельзя лучше характеризует гарнитур в качестве боевого доспеха, рассчитанного на отражение любых наступательных средств своего времени: вплоть до мушкетных пуль. Богатое украшение лат не может указывать на их парадное назначение, т.к., во-первых, орнамент никак не влияет на чистую функциональность, во-вторых, украшение воинского облачения было общим местом средневековых воинов. Впрочем, нельзя отрицать возможности универсального применения данных лат: от турнирного поля, до поля боя.
Полная историческая реконструкция данного экспоната, к сожалению, невозможна в связи с утратой его деталей. Остается лишь предполагать о внешнем виде не дошедших до нас шлема, поножей, горжета и перчаток.
На латной юбке справа крючок, а слева нет. Для чего он и почему нет слева?
зато обнаружил съемную систему на втором сегменте подола
скорее всего, вторая половина просто потерялась сквозь столетия. И реставраторы просто сделаи как есть. А то и… вообще, поставили тасет от другого доспеха.
птичкахрестовраторах. Очень многие музЭи Европи грешат тем, что смешивают разные доспехи в один.А то и даже ставят новоделы 19го века и выше на экспозицию.
Чемпионы в этом деле — чехи.
Так например в выставке «Краса Зброи», что во дворце Шварценбергов на площади правительства в Праге. Есть одна кираска, люто выставляемая как начало 16го века (макс.стиля).
А в одной умной книжке приведено фото данной кирасы. И сказано, что это делано в 19-м века и толкалось на аукционе в Мюнхене вроде.
Также в замке «Глубоко» в центральном зале висит куча лат с сомнительного вида.
Плюс к этому, Чехи очень любят дополнять недостающие элементы саботонов макс.лат — готицкими острыми носами. Что, все-таки, не верно.
Но это уже отдельная тема и статья.
Этим грешат ВСЕ музеи в мире. Ровно как и новодельными кусками всякого на экспозиции.
одно дело «грешить», а другое дело просто нагло врать и лепить все подряд.
Из всего что я видел самые чистые музеи это в Австрии: музей городы Вены; музей Армии; КХМ.
и то, без реставрации никуда
Макс в остроносой готике выглядит феерично:) и… нелепо.
Вот есть у тебя родные руки-ноги-каска.
Их можно выставлять по отдельности, как руки-ноги-каску, а можно, как комплект. Но чего-то не хватает — кирасы. И тогда ее делают с нуля или подбирают родную от другого доспеха.
Если требования экспозиции говорят: хотим комплект полностью — тогда приходится делать вот так.
А еще бывают (ахрененно часто), наследия 19 века и наполеоновских войн. КОгда такие гибриды в музее уже 150 лет и числятся под одним инвентарным номером.
Как тогда числятся доспехи, собранные из частей? Просто доспех (как образец) такого-то времени без привязки к конкретному человеку или событию?
В музее зафиксирован доспех-композит. У него уже есть инвентарный номер. Разобрать его, означает присвоить новые номера всем отдельным кускам доспеха и уничтожить старый номер. Это такой геморрой, что редко кто парится.
Ессно, он числится как анонимная шняга из разных кусков такого-то времени.