Романо-Галльская одежда из Les Martres de Veyre: возможная реконструкция.

Перевод статьи http://www.rentapeasant.co.uk/romanogaulish.html

 

Этот проект был начат с целью нахождения археологических свидетельств комплекта одежды подходящего для ношения на улице, а также ухода за скотом при непредсказуемой погоде на севере Англии. Классические стили драпировки совершенно не подходят для этих условий и по своей природе вряд ли носились коренными Романо-британскими сельскими женщинами. Один из возможных вариантов – платье в стиле трубы, или пеплос. Хороший пример этого типа одежды сохранился в Huldremose в Дании (Hald 1980, 360). Однако, для такогй одежды желательны рукава, поэтому широкая туника с рукавами, называемая «галльским пальто» в книге Wild (1968, 168-70) кажется подходящей одеждой для дальнейшего рассмотрения. Платье длинной до щиколотки также не особенно подходит для ношения там, где много грязи и навоза, поэтому юбки также нужны не длинные .

Wild (1968, 169-70) использует известную находку полностью сохранившегося «галльского пальто» из женской могилы в Les Martres de Veyre для иллюстрации раздела об основном мужском костюме, признавая, что пока эта находка была строго за пределами его основной области исследования. Это единственный хорошо сохранившийся предмет одежды известный в западных провинциях Римской империи.


Этой уникальной находкой женского тела с одеждой, к сожалению, пренебрегают в другой литературе по этой теме. Например, многое было сделано из сравнительно недавней находки текстильной носок в Vindolanda (2001a Goldman, 125). Тело из Martres de Veyre имело тканые чулки длинной до колена, также это или другое тело имело тканые тапочки, но у Goldman нет упоминаний о них. В отличии от него Roche-Bernard (1993, 11-13) делает из этой находки главный аргумент при обсуждении женской галло-римской одежды.

Это тело было найдено в одной из шести могил, случайно обнаруженных во время раскопок кирпичной глины в карьере. Audollent (1921, 1922) опубликовала отчеты по всем шести могилам, называя их могилы A — F. Этой номенклатуре следовали все последующие авторы. Первые две могилы, А и В, были обнаружены в 1851 году и мало что в них сохранилось. Остальные четыре могилы, C — F, были обнаружены в 1893 году. Могила D, содержала «галльской пальто». Audollent жаловался на отсутствие чертежей или фотографий в частности для находок 1893 года и малому количеству информации о могилах и их содержимом в промежуток между годами. Исключительная сохранность одежды, корзин, фруктов и других скоропортящихся органических материалов в этих могилах объясняется наличием природного углекислого газа в недрах региона. Это необычное обстоятельство сохранило различные оттенки коричневого на галльском пальто, чулках и тапочках. Это можно видеть на цветной открытке напечатанной museum Bargoin, Clermont-Ferrand, где показана эта одежда.

 

 


Тело в могиле D одетое в «галльское пальто» принадлежало молодой женщине с косой светлых волос. Кроме того, на теле были пару тканых чулок, пара кожаных ботинок и пояс. Audollent относит тканые тапочки к этому телу из-за исключительной сохранности находок, но возможно они принадлежат другой могиле 1893 года. В могиле Е было тело женщины средних лет с парой деревянных башмаков, покрытых овечьей шкурой.
Audollent дает размеры галльского пальто: 1,25 в высоту, 1,7 м в ширину и с вытянутыми рукавами, каждый рукав был по 40 см. Заметная складка, 8 см глубиной, была сделана в середине одежды при помощи двух рядов больших стежков нитками из белой шерсти. Основная часть находки была сделано из одного куска ткани и нет какой-нибудь заметной разницы между передней и задней сторонами. Пояс, 4,3 м в длину, включая бахрому, и 12 см шириной, был найден на туловище, но четкого описания места или способа одевания его на тело не было сделано. Audollent опубликовал фотографии этой одежды хорошего качества, на данный момент, но на них нет масштаба. Fournier (1956, 203) опубликовал рисунки небольшого масштаба «галльского пальто» и чулок с шаблонами для обоих. Fournier показывает покатые плечи на «галльском пальто», и это также видно на фотографии в гостевой книге музея Bargoin (Ruiz нет даты). Ни Wild (1968, 171), ни Croom (2000, 137) не показывают эту деталь в их рисунках одежды.


Hald (1946) и Wild (1968) отметили сходство в стиле и конструкции Т–образной одежды из Скандинавии и Египта, хотя использовались ткани из различных материалов, соответственно, из шерсти и льна. Особый интерес к «галльскому пальто» из Martres de Veyre проявляется в связи с центральной подгибом или перевернутой складкой, похожей на некоторые из египетских коптских туник. Roche-Bernard (1993, 11-12) предлагает несколько возможных причин этого, в первую очередь — желание укоротить одежду, не оставляя отметок на ней и предотвращая износ ткани, связанные с выворотом подола на изнанку. Узнав всю опубликованную информацию о этом «галльском пальто», его стиль сочли оптимальным для требуемого назначения. Следующим этапом стало создание одежды. Все авторы, которые обсуждали это «галльское пальто» приводили свои размеры. Fournier (1956), который, кажется, был единственным человеком, который на самом деле видел этот предмет одежды после Audollent, привел его шаблон. Похоже, существует небольшое сужение на рукавах, а также плечах. Хотя Fournier не обсуждал это, считалось маловероятным, что ткань вырезалась для придания формы. Вместо этого были использованы швы для придания формы без потерь ткани, если одежда распарывается для последующего использования. (От переводчика: прошу заметить это соответствует тунике из торсберга) Эта практика известна по археологическим находкам, но от культур удаленных по времени и месту (Wayland Barber 1999, 40). Ткань, используемая для реконструкции, на 4 см. уже, чем оригинал. Это привело к некоторому увеличению наклона плечевого шва в готовой одежде, по сравнению с оригиналом. Никем из авторов, которые рассматривали эту одежду, не было дано точного описания, как заканчивались запястья и подол. В отсутствие четких живописных деталей, было принято решение адаптировать технику, которая иллюстрируется Audollent (1922, Pl. XI) на сохранившемся фрагменте одной из находок 1851 года, из могилы А, в которой также была похоронена женщина. Там показан шнур, укрепленный при помощи стежков через край для отделки нижнего края. Существует несколько методов создания простых шнуров. Хотя нет положительных свидетельств для римского периода, шерстяной шнур для этой реконструкции был сделан с помощью техники lucet. Не было описано ни одного способа отделки шеи. Здесь, ткань была сложена внутрь, следуя линии плечевого шва, чтобы дать прямое отверстие, четко изображенное на шаблоне Fournier.



На этой стадии, одежда дала возможность нормального понимания внешнего вида неподпоясанного «галльского пальто». Его было удобно носить. Другой вопрос о деталях костюма возник в связи с приготовлением пищи и опасностью испачкать одежду кровью. Разве люди носили фартуки в этот период? Существует множество графических доказательств средневековых женщин в фартуках для всех видов работ, но когда же эта практика стала обычной? Roussin (2001, 183) указывает на интересный намек в списке восемнадцати предметов одежды, которые евреям было разрешено вынести из горящего дома в шабат. Этот список включает в себя фартук, но это слово не является транслитерацией с греческого или латинского языка, в отличие от слов для прочих предметов одежды из списка.

Следующим шагом было добавить центральный подгиб. Fournier приводит шаблон, который ясно показывает, что он расширяется по бокам и сужается в центре спереди и сзади. Тот же стиль можно увидеть в египетской коптской рубашке обсуждаемой Burnham (1973, 10), который предполагает, что эта форма могла быть достигнута в нижней части одежды, которая свисает равномерно, когда она подпоясана. Подгиб был размещен по мере возможности, в положении, указанном в шаблонах у Fournier. На примерке одежды, после этого дополнения, подгиб оказался выпадающим на высоте бедра, а не пояса, как это и было предусмотрено, хотя и без каких-либо фактических доказательств. Это существенно изменяло вид одежды при ношении. Кроме того этот подгиб поднял линию подола значительно выше: первоначальная длинна до лодыжки изменилась и длина платья стала чуть ниже колена. Это общая деталь в рабочей одежде женщин более поздних эпох (Cunnington & Lucas 1967), но её обычно не связывают с сохранившимися графическими доказательствами римского периода.




Следует также рассмотреть пояс. Дошедшая до нас оригинальная находка из могилы D состоит из двух неравных частей. Хотя нет никаких доказательств, считается, что разрыв мог быть в месте, где пояс был сложен в два слоя. Кусок промышленной шерстяной тесьмы, сопоставимой по длине, но на 9 см уже, чем оригинал, был использован на данном этапе, но сложенный пополам, чтобы дать больше возможности управления имея дело с длиной. Burnham (1973, 10) предполагает, что пояс покрывался складкой, пряча, по-видимому, грубый шов. Roche-Bernard (1993, 12) предполагает, что пояс носили на талии, с множеством оборотов вокруг тела и, возможно, в роли корсажа. Оба эти варианта подверглись критике и не показались верными. Вместо этого, пояс подвязывался под складкой при помощи узла и со сгибом на боку. Так его легко надеть и очень удобно носить. Таким образом, одежда приобретает вид, схожий со стилем 1920-х годов. С практической стороны это исключает продувание и создает воздушные ловушки в свободном корсете, который держит только тепло и дает большую свободу движения для выполнения физических задач. Также есть устойчивая тенденция для шейного выреза располагаться высоко спереди и свисать позади. Это не заметно и не причиняет дискомфорта при ходьбе.



Большинство графических представлений классического платья показывают узкие тканевые пояса, обычно завязанные под грудью или вокруг бедер (Bellido 1949, 139 Pl. 184). Широкая подпруга из одежды на уровне бедра изображена на картинах еврейских женщин в синагоге Дура-Европос (Roussin 2001, Fig. 11.6). Croom (2000, 130) описывает это подвязку как неотъемлемую часть драпировки из накидки, а не отдельный пояс.

Лен, как правило, не выживает в тех же условиях захоронения, которые сохраняют шерсть, так что не удивительно, что никаких следов льняных тканей не было найдено ни в одной из этих могил. Однако нижнее льняное белье, как правило, носят под этой реконструкцией женской шерстяной одежды из практических соображений в качестве дополнительного слоя для теплоты и простоты при глажке. При экспериментальном ношении шерстяной одежды без нижней льняной одежды было обнаружено, что широкий шейный вырез соскальзывает к одному из плеч. Этого не происходит, когда его носят с бельем, что выступает в пользу ношения белья под ним.

Fournier (1956, 203) показывает, чулки, которые сделаны из двух частей: прямой трубы сшитой сзади в центре, пятки с изогнутыми вырезами для подъема и отдельной части для ступни, вырезанный в форме D, сшитый под ногой, а так же часть для ноги. Вверху чулки имели бахрому. Подвязки не были найдены на теле, но есть предположение, что подвязки можно было пустить чуть ниже края бахромы. Шаблон Fournier был увеличен до требуемого размера. На современной реконструкции этих подвязок для чулок, опять выполненных в технике lucet шнуров, которые завязывались ниже бахромы и закрывались падающей вниз бахромой. Эти чулки очень удобно носить и они не спадают, если правильно подвязаны. Чулки, похожие на эти видны, на фото из-под платья.


Ни один из авторов, которые обсуждали одежду из Les Martres de Veyre, не дал информацию по устройству и размеру найденной обуви. На самом деле не ясно в какой женской могиле, D или E, они были найдены в 1893 году. Эта реконструкция была основана на фотографии опубликованной Audollent (1922, Pl. X no. 3) и на основании общих черт с обувью викингов найденной в Йорке (Carlson 2002). Она состоит из подошвы и верхней части, которая состоит из одного куска. Существует длинная петля для застегивания, но способ её крепления не ясен. Там не сохранилось пуговицы или крючка. Никто, кажется, не считает, что эта обувь была незавершенной при размещении в могиле или соединялась при помощи органического материала, такого как льняной шнур или роговая пуговица, которая не сохранилась. В качестве компромисса, до получения дополнительной информации, эти тапочки, как правило, носят с удерживающими петлицу зооморфными брошами. Нет обоснованных доказательств этой версии, но выглядят они привлекательно.


Обувь, найденная с телом в могиле D, сделана из кожи и, очевидно, была сделана профессионально. Как таковая, она была за границами и вне бюджета этого проекта, чтобы делать её копии. Вместо того чтобы сделать шнуровку, как это делалось на простых видах обуви, сделанных из одного куска, сандалии носили поверх чулок. Такое сочетание очень удобно и является достаточно теплым при средних погодных условиях. Для мокрой погоды, в дополнение к этой обуви носили паттены (от переводчика: деревянные башмаки). Для холодной погоды, тапочки заменялись сандалиями, хотя существует возможность, что тапочки носили поверх обуви, в виде калош, хотя они и не являются водонепроницаемыми. С оригинальной обувью найдено около 30 сапожных гвоздей в подошвах. Такие тапочки, надеваемые поверх обуви, также можно было носить, чтобы защитить пол в помещении. Этот проект ещё не достиг стадии реконструкции подкладки в паттены из овчины, о чем свидетельствуют находки из могилы E. Однако, эта комбинация обуви указывает, что существовал практичный ряд вариантов для хранения ноги в тепле и комфорте при худшей погоде.


Плаща или накидки не было найдено с телом в могиле D, хотя они, как известно, существовали в это время. Знаменитая скульптура из Housesteads (Crow 1995, 72 Pl. 47) показывает, три фигуры в длинных плащах с капюшонами, которые полностью скрывают одежду, носимую под ними. Такая одежда носится поверх одежды из Les Мартр-де-Veyre и, вероятно, обеспечивала адекватную защиту и теплоту зимой для уличных работ. Эти археологические доказательства предполагают, что не было причин мерзнуть и горевать, нося одежду того периода для работы на улице и в торжественной обстановке. Не одобряя Goldman's (2001b, 213) в его принятии современных и синтетических тканей, этот проект соглашается, что «Разработка практических решений проблем построения древних одежд дала понимание того, что, очевидно, ткань резалась, драпировалась и сшивалась. Нет возможности для повторения полного процесса создания костюмов, чтобы узнать как они были построены, и уроки были извлечены из каждого опыта.»


От переводчика:

Ниже привожу музейные фото находок, о которых говориться в статье. В оригинале их не было, но кажется они могут быть полезны для понимания статьи.



 

 

 

 

 


 

Литература:

Audollent, A. 1921. Les Tombes des Martes de Veyre. Man 96, 161-4.

Audollent, A. 1922. Les Tombes Gallo-Romaines A? Inhumation des Martres de Veyre (Puy de DA›me). MA?moires prA?sentA?s A? l'Academie des Sciences et Belles Lettres 13, 275-328.

Bellido, A. G. Y 1949. Esculturas Romanas de EspaA”a Y Portugal. Consejo Superior de Investigaciones CientA?ficas. Madrid.

Burnham, D. K. 1973. Cut my Cote. Royal Ontario Museum

Carlson, I. M. 2002. Footwear of the Middle Ages. www.pbm.com~lindahl/carlson/SHOEMHOME.HTM

Cunnington, P. and Lucas, C. 1967. Occupational Costume in England: From the 11th century to 1914. A. and C. Black Ltd. London.

Croom, A. T. 2000. Roman Clothing and Fashion. Tempus Publishing Ltd. Stroud.

Crow, J. 1995. Housesteads. B. T. Batsford Ltd.

Fournier, P.-F. 1956. Patron d'une robe de femme et d'un bas gallo-romains trouvA?s aux Martres de Veyre. Bulletin Historique et Scientifique de L'Auvergne 76, 202-3.

Goldman, N. 2001a. Roman Footwear. In J. L. Sebesta & L. Bonfante (Eds) The World of Roman Costume. University of Wisconsin Press.

Goldman, N. 2001b. Reconstructing Roman Clothing. In J. L. Sebesta & L. Bonfante (Eds) The World of Roman Costume. University of Wisconsin Press.

Hald, M. 1946. Ancient Textile Techniques in Egypt and Scandinavia. Acta Archaeologica XVII, 49-98.

Hald, M. 1980. Ancient Danish Textiles from Bogs and Burials. National Museum of Denmark.

Roche-Bernard, G. 1993. Costumes et Textiles en Gaule Romaine. Editions Errance. Paris

Roussin, L. A. 2001. Costume in Roman Palestine: Archaeological Remains and the Evidence from the Mishnah. In J. L. Sebesta & L. Bonfante (Eds) The World of Roman Costume. University of Wisconsin Press.

Ruiz, J-C. No date. MusA?e Bargoin ArchA?ologie Guide. Ville de Clermont-Ferrand.

Wayland Barber, E. 1999. The Mummies of A?rA?mchi. Macmillan Publishers Ltd. London

Wild, J. P. 1968. Clothing in the North-West Provinces of the Roman Empire. Bonner JahrbA?cher 68, 166-240







Обновление: уже после публикации статьи наткнулся на более качественные фото описываемых находок.

 

 

 

 

 

 
+2
x
Наплюсовали на 2
Реклама
Клим
спасибо за серию статей — наглядно.
Алексей
Клим: Это мои старые переводы из клубного блога. Надеюсь найти время и продолжить переводы и пару статей написать
Клим
Алексей: было бы весьма позитивно
Алексей
Небольшое обновление статьи. Нашлись несколько более интересные фото описываемых находок

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.