Жан Фрис. Божественный котел. Талисманы

кабан-2

© перевод svart_ulfr ЗА что ему огромная благодарность от лица клуба.


Люди позднего Гальштата и раннего Ла Тена нередко помещали в свои захоронения талисманы. Под словом «талисман» я подразумеваю любой необычный объект, не имеющий практической пользы как элемент костюма, или же бесполезный в царстве мертвых. Мы мало знаем о талисманах, которые носили в повседневной жизни, но имеем множество примеров талисманов, оставленных в могилах. Для начала важно понять, что вещи, найденные в погребениях, не обязательно принадлежали людям и носились ими при жизни. Разумеется, это справедливо не для всех предметов, но многие элементы погребального инвентаря не показывают каких-либо следов носки или попросту нефункциональны. Мы должны быть очень осторожны, представляя себе гордых кельтов в их погребальных нарядах.

Теперь вы можете задаться вопросом: как понять, является ли данный объект, например, стеклянная бусина, кусочек янтаря или необычный бронзовый кулон, талисманом, или это просто фрагмент популярного украшения? Если изучить только одно или два захоронения, то вопрос по-настоящему сложный. Все становится проще, когда исследовано множество погребений. Во многих случаях талисманы встречаются не отдельно, а вместе с массой других предметов. Некоторые безобидные с виду вещицы раскрывают свое значение талисманов, когда встречаются в погребениях конкретных групп населения и в компании предметов, чем магическое значение сомнений не вызывает.

Для написания этого раздела я обращаюсь к увлекательнейшему исследованию Людвига Паули, который в 1975 году перечислил все известные (и бесспорные) талисманы, найденные в ходе раскопок кельтских древностей. Талисманы подразделяются на несколько категорий, как и их носители. Несколько упрощая, мы, тем не менее, можем утверждать, что большая часть талисманов найдена в женских и детских погребениях. У мужчин талисманы встречаются реже (или, по крайней мере, предметы, которые можно считать таковыми), и среди них значительная доля принадлежит тем, кого можно отнести к группе «опасных мертвецов». Талисманы можно рассматривать с нескольких точек зрения. Вы можете думать о нем как о священном предмете, что защищает владельца, как в повседневной жизни, так и в путешествии по загробному миру. С другой стороны, некоторых покойников настолько боялись, что соплеменники давали им талисманы, чтобы быть уверенными, что те покоятся с миром и не угрожают живым. Разумеется, когда мы ищем талисманы, нам приходится оперировать лишь теми предметами, что дошли до нас. Можно предположить существование талисманов, сделанных из дерева, кожи, рога, перьев, растений и других органических материалов, которые не сохранились до наших дней. Итак, давайте поглядим, что нам может встретиться.

Погремушки. Глиняные погремушки, наполненные небольшими глиняными же шариками, встречаются в нескольких захоронениях гальштатского периода. Часто они имеют форму водоплавающих птиц. Прежде археологи считали их детскими игрушками или музыкальными инструментами, но поскольку они показывают мало (если и показывают вовсе) признаков использования, то можно предположить, что делались они специально для погребения. В гробницах дам гальштатского периода часто встречаются металлические погремушки – звякающие кусочки бронзы и иные варианты. В начале латенского периода их становится меньше ионии, по-видимому, выходят из моды. Вы бы никогда не подумали бы о них, как о талисманах, если бы они не встречались нам вместе с массой необычных предметов. Иногда хоронили только одну из бронзовых пластинок, что служит доказательством того, что эти предметы изначально не были музыкальными инструментами.

Бронзовые предметы. Тут диапазон весьма широк. Подвески в форме колес, треугольников, квадратов, топоров, башмаков, ног, оленей и обнаженных людей встречаются во многих захоронениях, часто по нескольку штук сразу, вперемешку висящие на бронзовой проволоке, или лежащие рядом с телом. Маленькие бронзовые палицы также весьма примечательны – их практически не встретишь в компании других амулетов. Учитывая, насколько разнится положение этих предметов в разных захоронениях, можно предположить, что их не носили как элемент костюма. Подвески в виде треугольников встречаются в Северной Германии – далековато от латенских кельтов.

Незавершенные предметы. Тут мы сталкиваемся с множеством предметов, изготовленных специально для погребения. Взять, к примеру, неотполированные бронзовые кольца и браслеты, чьи зубчатые края не позволяют их нормально носить. Некоторые из них – это неудачные отливки, другие – явный хлам, или же их сломали специально. Существует множество таких предметов, свидетельствующих о том, что эти были не единичные случаи, но устойчивая практика.

Куски металла. У многих молодых женщин и нескольких подозрительных мужчин в погребениях найдены странные куски металла. Это могут быть свернутые куски бронзовой фольги, фрагменты сломанных мечей или копий, горстка бронзового хлама, кусок железа, кусок проволоки и так далее. Нередко в могилу отправлялись старые или сломанные вещи. Особенно часто куски железа встречаются в детских могилах. Было бы заманчиво объяснить такие дары известным средневековым поверьем, что фейри, злые духи и вся их родня боится железа, или же что железо не позволяет злодею покинуть могилу; это позволяет предположить, что такие убеждения бытовали уже в середине первого тысячелетия до н. э. Однако в ранних кельтских захоронениях далеко не все подобные предметы железные. Особое внимание следует уделить крошечным бронзовым колечкам, свидетельствующим о разорванном некогда ожерелье. Они часто встречаются в нетипичных захоронениях, и иногда можно встретить колечки, рассыпанные по всему телу.

Толстые, полые бронзовые кольца с неясными функциями известны нам по нескольким детским могилам и захоронениям молодых женщин. Некоторые из колец были заполнены необычными веществами, такими как древесная смола или вар; одно детское кольцо было заполнено гагатом; еще у двух колец внутренняя часть была сделана из железа. Во всех случаях, находящееся внутри вещество снаружи не было видно, и оно не несло явного практического назначения.

Часто можно встретить и необычные минералы. У четырех детей и одной молодой женщины (?) из Дюрнберга были обнаружены маленькие кристаллы кварца, лежащие около челюсти – возможно, их клали в рот до погребения. Галька, кварц, гагат, слюда, яшма и железная руда нередко встречаются среди талисманов; все они неотшлифованы, поэтому не стоит рассматривать их как ювелирные изделия. В погребениях встречаются даже крупные камни – галька, крупные куски песчаника, и камни с естественными отверстиями. Полдюжины могил содержат кремневые орудия каменного века, такие, как топоры или наконечники стрел, в то время, как могил, где попадаются небольшие фрагменты кремня, слишком многочисленны, чтобы их сосчитать. Также встречаются и окаменелые раковины, улитки и морские ежи и раковины.

Не менее важны и раковины. На интересующий нас период найдено только три раковины каури (Cyprea), по словам Паули, уникальные – ведь это был очень популярный привозной товар эпохи неолита, раннего бронзового века и даже раннего средневековья. Речные раковины встречаются лишь в нескольких случаях. Много их в могильнике Драйтча, причем на некоторых из них сохранились следы красных пигментов.

Раковин улиток тоже считались хорошими талисманами. Они встречаются как минимум в 14 погребениях. В большинстве случаев очевидно, что они не были частью костюма. Вы найдете их рассыпанными по трупу, покоящимися между ног, в куче над головой, а в трех могилах из раковин гелицид даже выложен круг. В двух случаях (улитки и речные мидии) раковины встречаются в слое, предшествующем фактическому погребению.

Кабаньи клыки, вероятно, самые популярные из звериных амулетов: в захоронениях их найдено более двадцати штук. Некоторые из них найдены в воинских захоронениях, но подавляющее большинство – в погребениях женщин и детей. Часть клыков оправлена в бронзу, и видимо, предназначена для ношения, но большую часть, видимо, просто положили в вырытую могилу.

Оленьи рога были у кельтов в не меньшем почете. Фрагменты рогов можно встретить во многих погребениях, часто они навалены без малейшего смысла. Необычное женское захоронение в Данштадте было полностью покрыто оленьими рогами. У погребенной там женщины нашли лежащее на бедрах глиняное кольцо – одно из тех, что так будоражат ученых, не могущих ответить на вопрос: «запечатывает»ли это кольцо женское чрево, или же, по мнению некоторых наивных энтузиастов, мы имеем дело с неким грубым маточным кольцом? Подобные кольца или камни с отверстиями, лежащие в районе таза, найдены еще в нескольких женских захоронениях. Когда дело доходит до звериных амулетов, то олень и кабан выступают абсолютными фаворитами.

Некоторые ученые полагают, что свинья и кабан в некоторых кельтских культурах считались животными Иного мира. Это подтверждают ранние кельтские захоронения, да и в средневековой островной кельтской литературе, например, в Мабиногионе, прямым текстом говорится, что свиньи были даром Аравна, владыки Иного мира. Там же мы встречаем историю о поисках божественным чародеем Гвидоном души Ллеу, его убитого приемного сына, с помощью черной свиньи. Археологические данные свидетельствуют, что когда дело доходило до серьезных подарков, оленьи рога и зубы были не менее популярны, чем кабаньи клыки. Тот момент, что олень – это тоже создание потустороннего мира, исследователями обычно упускается из виду, хотя Мабиногион и начинается с истории о короле Пуйле, охотящимся за колдовским оленем, которого посылает, как приманку, все тот же Аравн. Преследуя оленя в тенистой долине, Пуйл неожиданно попадает в Иной мир. Похожими оленями изобилует европейский и восточный фольклор, и порой кажется, что всякий раз, когда потусторонние силы хотят заманить в ловушку короля или принца, они используют для этого оленя. Это приводит нас к таинственной строке Талиесина: «Какие свиньи и какие странствия оленей» (Книга Талиесина, 7) Может ли быть, что свиньи и олени скитаются по Иному миру? В чем бы ни состояла истина, мы можем с уверенностью сказать, что люди раннего Ла Тена стремились получить от этих животных определенную защиту.

Останки животных. Как минимум в одиннадцати захоронениях встречаются медвежьи зубы.Менее распространены останки других зверей, такие как лошадиные кости и зубы (9), коровьи зубы (4), волчьи зубы (2), собачьи зубы (2) зубы грызунов (2), фрагменты костей зубра (3), кошачьи челюсти (2) и огромное количество таранных костей разных животных. 

Человеческие зубы как талисманы известны по четырем захоронениям.

Янтарь ставит нас в затруднительное положение, поскольку вполне может быть декоративным элементом. Тем не менее, мы регулярно находим его в тех погребениях, где обнаруживается много явных талисманов. То же самое касается и стеклянных бус.

Вот довольно простое доказательство. Большинство находок янтаря и стеклянных бусин сделано в погребениях молодых женщин и детей. В Дурнберге, к примеру, в 331 погребении найдено 359 стеклянных бусин. При этом в 314 могилах были похоронены молодые женщины в возрасте до 25 лет и дети. Похожую статистику дают нам и другие захоронения Центральной Европы. По непонятным причинам, в погребениях женщин старше 20 стекло встречается очень редко. Это не похоже на моду. Можно также вспомнить Плиния Старшего, писавшего о янтаре, который в классическом мире считался талисманом.

Теперь, когда мы рассмотрели некоторые из талисманов, вы можете задаться вопросом – почему так много молодых женщин и детей носило их? Имейте в виду, что такие погребения встречаются довольно редко. Нам неизвестно, какие именно дети так выделялись, тем более, что в ряде случаев дети не получали талисманов вообще. Так, у ребенка с самым большим количеством амулетов на этот период (Дурнберг 71/2) была задержка в росте, и возможно, его родители считали, что ему требуется большая защита. И по сей день во многих культурах считается, что детям угрожают злые духи или чье-то дурное влияние, и надевают на них подходящие талисманы. Похоже, это имело место было и в период раннего Ла Тена, хотя всего это и не объясняет (так, в одном погребении талисман предназначался для утробного плода – достоверное свидетельство того, что не все амулеты носили в повседневной жизни). В турецком Курдистане я видел множество детей, носящих на шее полированные камни для защиты от сглаза. Конечно же, то были не простые камни. Для того, чтобы камень приобрел защитные качества, его сперва нужно отвезти в Мекку. Такие камни ничем не отличаются от бусин из кельтских могил, которые, как правило, носили дети и подростки, чтобы уберечься от опасностей переходного периода, предваряющего взрослую жизнь. И это возвращает нас к молодым женщинам. Возможно, древние кельты считали, что пока женщина не вышла замуж, она еще ребенок. В таком случае, если она умрет до замужества, ей в могилу положат талисман. Мы не должны акцентировать внимание на курдских традициях – очень похожие обычаи бытовали во всем античном мире. Даже римские дети носили талисманы до тех пор, пока не достигала статуса взрослых людей. В подобных случаях можно рассматривать талисман как средство защиты для покойного. Однако глядя на то, как хоронили многих молодых женщин, мы можем заключить, что их нередко считали угрозой для общества.
+1
x
Наплюсовали на 1
Реклама

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.