Рыцарская геральдика Польши и ВКЛ

 

 

 

Прорисовки польских гербов XV в (Сулима и Агнус)

 

Гербы польских рыцарей во французском гербовике Золотого Руна.

 

 

 

Геральдика появилась в начале XII века в обиходе высшей феодальной знати Франции. К концу XII века гербы распространились на более мелких феодалов Франции. К XIII веку гербы стали нормой для всех королей и князей Европы. В XIV веке процесс геральдизации охватил большинство феодалов католической Европы.

В Польшу французское изобретение пришло в начале XIII века и зафиксировано на княжеских печатях — (1204-1238 гг) Хенрика I Бородатого, (1224-1241 гг) Хенрика II Побожного.


Печать Хенрика I Бородатого  (1204-1238 гг)


Печать Хенрика II Побожного  (1224-1241 гг)

 

 

Ко второй половине  XIII века все князья из рода Пястов изображали в качестве герба орла, который у некоторых имел цветовые отличия. Некоторые например Хенрик Пробус настолько прониклись рыцарской культурой, что даже попали в Манесский кодекс, где изображен победителем турнира. Князь Хенрик организовавал турниры в которых сам принимал участие. Ему приписывают несколько лирических песен на верхне-немецком языке.

 

 

Печать Болеслава Стыдливого (середина XIII века)

 

 

 

 

 

Князь Хенрик Пробус в Манесском кодексе 

Как и остальные рыцарские атрибуты, польская дворянская геральдика развивалась по мере становления феодализма и рыцарских институтов. Изначально в Польше, как и во многих соседних странах (Чехия, Литва, Русь) было распространены догеральдические знаки собственности (клейма). Они широко известны по рыцарским печатям воевод и каштелянов XII-XIII веков и выглядят как геометрические фигуры, похожие на скандинавские руны.

 

 

Например герб «Абданк» зфексирован на печатях:


1212 год касштелянаКрушвицы,

1228 год Пакослававоеводы Сандомира,

1243 год Михалакаштелян Кракова,

 

Возможно, в древности (в дофеодальную эпоху) их использовали не только в качестве подписи, но так же и для клеймения бортей, скота и другой собственности. Есть предположение, что эти знаки имеют влияние рун древних скандинавов и полабских славян, которые интенсивно взаимодействовали с поляками вплоть до XI века.

 

С XIII века рыцарская геральдика широко распространяется в Германии и проникает в Польшу. Вместе с этим в Польше оседают и полонизируются некоторые немецкие, чешские и венгерские феодалы со своими гербами. В начале XIV века, под влиянием короля Казимира Великого, западная геральдическая традиция прививается и широко распространяется в Короне Польскойв полном объеме: количество и название цветов, правила наложения металлов и финифтей, правила рассечения и пересечения, правила употребление клейнотов и наметов и т.д.

 

Родовые знаки ассимилируются и превращаются в гербы. Некоторые знаки,трансформируются в геральдические фигуры более традиционные для европейских гербов. Полукруг превращается в подкову, стрелка в арбалетную стрелу (Dolega, Zagroba, Sas). Однако для некоторых знаков так и не нашлось геральдических аналогов и они вошли  в польскую геральдику под видом диковинных геометрических фигур, характерных преимущественно для Польши (Lis, Abdank, Pilawa, Prus, Szreniawa).

 

Герб «Побуг» (Pobóg)


  Герб «Тупая Подкова» (Tępa Podkowa) — известный многим по фильму и книге «Крестоносцы» Хенрика Сенкевича.

Единственная местная особенность выражалась в традиции распространения одного герба не только на несколько членов одной семьи, но и на несколько семей (фамилий) не связанных кровными узами. Вероятно, широкое распространение такого рудимента было связано с недостатком герольдов, способных создавать новые гербы а так же с сильной и древней традицией связей сближавших большинство семей.

 

Персона или семья объединенная с кем-то одним гербом называются «Herdowni (klejnotni, wspolherbowni)» или «гербовым родом, братством». Становление гербовых родов, вероятно, ведет свое начало с древних дружинных отношений связи феодала со своим рыцарями. К XIV веку эти связи теряют зависимость и становятся номинальными, из вертикальных превращаются в горизонтальные, «братские»,в отличие от соседней Германии, где часть дворян были рабами (министериалы) и презиралась нобилями. А так же в отличии от Литвы и Руси, где существовала крайне жесткая зависимость от князя даже знатнейших из бояр.

   

  Герб «Шренява» (Szreniawa),  Герб «Свинка»  (Swinka),  Герб «Топур» (Topór) 

Отношения равноправия между всеми членами дворянства в Польше превращаются в национальную особенность, которая отразилась в русском языке словом «гонор» и «панибратство». Что в Польше означает «честь» и «пан-брат». Призрения шляхты к «худородным» выразилась в узурпации нобилей геральдики и запрет распространения гербов среди простолюдинов – бюргеров и крестьян. Эта традиция была перенесена в последствии в Россию.

В одном «гербовом роде» может находиться несколько сотен семей. Из-за высокой узнаваемости и распространенности одного и того же герба большинство польских гербов получают оригинальное название, которое каждый шляхтич прибавляет после своего имени и названия родового замка (Например: Добеслав Дембно из Олесницы). К XV веку большинство рыцарей упоминаемых в хрониках имеют такие названия, по которым можно без труда определить его герб и идентифицировать семейное родство.

 

Гербы польских рыцарей во французском гербовике Золотого Руна.  

В 1413 году во время подписания Городельской Унии польские рыцари-магнаты чтобы подтвердить свои братское отношение к нобилям Великого княжества Литовско-Русского (ВКЛ) приняли в свои гербовые роды (передали права пользования гербом) литовских бояр, принявших католичество. Всего было передано 48 гербов. Судя по именам эти нобили были преимущественно литвинами (этническими литовцами). Православные русины крайне отрицательно относились к принятию католичества и даже политические привилегии гораздо более свободные в сравнении с традиционным укладом Руси не заставил их изменить конфессию, чему способствовала сепаратистская деятельность православной церкви и конкретно митрополита Киприана, который пытался ослабить связь ВКЛ с Польшей и соединить ее с Московским княжеством.

  

  Гербы польских рыцарей переданные литовским боярам (Лабич, Задор, Гриф).  

В тоже время в землях Красной Руси (Галиция, Львовщина, Волынь, Подолье) присоединенной к Польской Короне в XIVвеке, процесс распространения гербов проходил естественным путем. Городская бюргерская верхушка важнейших городов этого региона (Львов, Галич, Перемышль, Хельм) как и в Польше была немецкой, что облегчило проникновение в регион европейского уклада. В конце XIV века польские феодалы начали сильно разбавлять русинских, хорватских и других местных феодалов принося в регион польские шляхетные традиции в том числе и геральдику. Под впечатлением привилегий короля Владислава Ягелло православная шляхта начала повальное принятие католичества. Этот процесс проходил совершенно бескровно в отличии от ВКЛ, где в конце XIV — начале XV века прошло две кровавые гражданские войны, на почве княжеской борьбы за власть, конфессиональной нетерпимости и сепаратизма русинских областей, традиционно-православной Белой и Черной Руси.

 

Гербы польских рыцарей во французском гербовике Золотого Руна.    

+9
x
Наплюсовали на 2
Реклама
Виктор
" конце XIV века польские феодалы начали сильно разбавлять русинских, хорватских и других местных феодалов принося в регион польские шляхетные традиции в том числе и геральдику. Под впечатлением привилегий короля Владислава Ягелло православная шляхта начала повальное принятие католичества. Этот процесс проходил совершенно бескровно в отличии от ВКЛ, где в конце XIV — начале XV века прошло две кровавые гражданские войны, на почве княжеской борьбы за власть, конфессиональной нетерпимости и сепаратизма русинских областей, традиционно-православной Белой и Черной Руси."
И опять же ряд крайне спорных утверждений. Арсений, всётаки вы переоцениваете религиозный аспект.
Арсений Зеленцов
Вы скопировали очень большой кусок. Я не понимаю что конкретно вы считаете спорным? ;)
Виктор
То что немецкие и польские рыцарские традиции укоренились в некоторых регионах бесспорно. Произошло ли это изза смены этнического состава феодальной прослойки вопрос сложный, как и вопрос когда процесс начался. Судя по некоторым данным он шел полным ходом еще в 13 веке (при княжении князя/короля Данилы например). Повальное принятие католичества это сильно сказано. Ну совсем оно не повальное, века до 17-го точно. Был ли сильно выражен религиозный момент в междоусобных войнах тоже вопрос открытый.
Арсений Зеленцов
могу посоветовать дисертацию С.Пашина «Червоннорусская шляхта второй половины XIV — начала ХVI вв»

Там как раз собраны материалы по большинству родов по конкретному региону Галиции — фамилии, владения, национальность и изменение конфессии проследить можно легко: Польский элемент среди земельных феодалов сильно усиливается в кон.14 века. Немцев среди рыцарей-феодалов — крайне мало.

Их много только в городах среди богатейших бюргеров. Это все описано о Бартоломея Зиморовича например.

Появление немцев в 13 веке бесспорно, но серьезное их влияние на города проявляется только со времени короля Казимира Великого присоединения к Польше. Король Казимир как сейчас бы сказали был «западником». Он не только ввел геральдику, но и переодел ВСЮ деревянную Польшу в каменные замки, ввел во многих городах магдебургское право и другие западные традиции.
Арсений Зеленцов
Сейчас мало кто берет в расчет, что в СВ религиозный контент был центральным в сознании людей. Вся культурная, философская, творческая и военная жизно имела религиозную основу. И если даже не была истенной причиной каких то явлений, то уж использовалась для идеологического мотивации по полной программе.

Мне очень смешно читать некоторых белорусов, которые полность отрицают этот факт, считая что доспехи, одежда и рыцарские отношения распростронялась по мере соприкосновения. Это оч.забавно читать зная какие жесткие табу выстраивали православные чины для соотечественников в отношении «латинов». не соблюдать их обычаев, и от собрания их бегать, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушатьсясв. Феодосий

И все подобные послания пестрят ксенофобией от чисто религиозных деталей до бытовых: "не давать за них замуж, ни у них дочерей брать; ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целовать их; и из одной посуды не есть, и не пить с ними, и не брать у них пищи… Если же не будет у них посуды, давать и в своей, только потом, вымыв, сотворить над ней молитву"

Особенно восхищает явные примеры клеветы: "Ибо неправо они веруют и нечисто живут: едят со псами и кошками, пьют свою мочу и едят ящериц" :)))))
Виктор
Арсений, искать оин движущий процесс элемент это как то очень в марксиско-ленинской традиции. Давайте же подходить с позиций ле гофовского историчного синтеза. Не меньшее чем религиозное было влияние экономическое, региональная воинская культура, модные веяния и подражание власть имущим. Взаимопроникновение культур на надрелигиозном, или общерелигиозном уровне тоже имеет место, можно вспомнить разрисованную мастером Андреем капеллу св. Троицы в Люблине, это караз случай готической постройки с каноничным православным письмом.
Арсений Зеленцов
я бы не назвал готические ноги войнов Ирода — каноническим письмом :))) это как раз пример робкого освобождения от жестких рамок.

Видите ли, католики как раз не были так сипаратистски настроены к православным. Наоборот они стремились к объединению. Православные святыни — иконы и фрески очень ценились на западе. Например Чанстоховская икона, которую Опольский спер в сер.14в из Руси, и которая до сих пор является важнейшей святыней Польши.
Виктор
Ага, то есть конфронтация как бы происходит с одной стороны. Вот по какой то причине не попадалось на глаза примеров подобной неприязни до второй половины 15, начала 16 века, хотя ето может быть связанно с скудостью источников…
Арсений Зеленцов
неприязнь частных лиц, разумеется могла исходить со всех сторон, но СИСТЕМНОЕ на уровне государства возведение ж.зановеса и табулирование отношений дело рук православных иерархов.
Арсений Зеленцов
и я кстати не написал, что это единственный элемент. Но это если не повод, то всегда оболочка всех процессов, идеалогия. С марксиско-ленинской — очень хороший пример. Почему вы считаете, что такого небыло в таком религиозном обществе как СВ?
Виктор
Я считаю что в некоторых ситуациях идеология резко перестаёт становиться преградой для политических или экономических действий. Не погнушались жители Пскова взять управителями латинян в своё время, не погнушались поляки посадить на трон язычника. А в челом конечно этот аспект выделяется как один из основных.
Арсений Зеленцов
Псковичи — известные сепаратисты и должен заметить на трон они латин не сажали а отдались под защиту. А поляки прежде чем женить Ягеллу на королеве в обязательном порядке его крестили и крестили его подданых. Кроме того серьезной власти при жизни Ядвиги (которая была коронована как раз как «король») не было.
Отличная статья! Узнал много нового)
Арсений Зеленцов
;)

1. Король Польши. Владислав 2 Ягеллон (Ягайла), род. 1350, король Польский в 1386-1434. Владислав 3, его сын, король в 1434-1444.


1. Князь Мазовецкий.
2. Герб Великой Польши.
3. Львов.
4. Династия Ягеллонов.
5. Фома Мьежвьеж из Кракова.
6. Плохочин.
7. Пораж из Роца.
8. Доброгост Свидва из Цзамотили, Великий бальи Великой Польши в 1430-1432.
9. Ян из Чшекоцени, кастелян Люблина (1410-1429), Петр, его сын, канцлер Польши (1443-1448).
10. Владислав из Опоров, канцлер Польши в 1434.
11. Возможно Ян Тенчин, кастелян Войнич (1435-1437), палатин Сандомирский и Краковский, канцлер Кракова.
12. Болеслав?
13. Николай Кемпен, бальи Болеславека (1425-1439).
14. Ян из Риджина, канцлер Меджиржека.
15. Семья Холеков.
16. Семья Рола.
17. Свинка из Силезии.
18. Кристиан Козежлови, канцлер Саца (1419-1437).
19. Петр из Внена.
20. Николай Хржастов, бальи Занок и знаменосец Кракова (1426-1436).


Арсений Зеленцов
Любопытно с чьих слов составлялся польская часть гербовника и к какому событию? Нет ли исследований? Детализация довольно хорошая за исключением редких ошибок. Например гербы 5. Фома (Томаш) Мьежвьеж из Кракова (герб Старыконь) (с первого листа), 13. Побож (Побуг), 15. Долега (со второго листа) нарисованы с золотой каймой, но никаких свидетельств в Польше об этом нет. Может это какой-то французский знак родства типа турнирного воротника?
В гербовнике есть небольшие ошибки даже касательно бургундцев))) Ну, или там, у шотландских Дугласов шестиконечная звезда нарисована вместо пятиконечной.
Чего ради вставили поляков? Вероятно, всех хотели вставить. Но гербовник остался незаконченным.
Арсений Зеленцов
Чего ради — как раз понятно, поскольку в сер. 15 века Польша была весьма значимым королевством восточной части «христианского (католического) мира» и территории не уступала Римской империи германской нации ;))) Короче, кроме списка, который Вы привели — других текстов нет?
Книга не моя, перепроверить информацию прямо сейчас не могу. Работал с книгой давно, поляков перевел наспех.
Арсений Зеленцов
под термином "бальи" французы подразумевали "старосту" и "воеводу". которые в Польше примерно этому термину и соответствовали :)
1. Львов?
2. Добжиньск.
3. Киев?
4. Род Лелива.
5. Род Ласка.
6. Николай из Бржежье и Ланкороны.
7. Лабек.
8. Гриф.
9. Рошпра.
10. Гроты.
11. Кораб.
12. Годжиба.
13. Побож.
14. Рогала.
15. Долега.
16. Белина.
17. Огон.
18. Сырокомля.
19. Возможно Мозик Маль Шиборзик.
20. Дрия.
Арсений Зеленцов
Отличная подборка! Спасибо, если не считать неточностей в транскрипции польских имен на французский, а потом на русский ;) Жаль что у вас либо имя, либо название герба. Названия всех этих гербов я конечно знаю, а вот французского текста у меня нет. Интересно что именно написано в гербовике? Почему именно эти лица указаны? ;)
Арсений Зеленцов
1. Львов? — вряд ли два Львова. Скорее всего герб «Леварт», только он на червленом поле и с короной :))))
2. Добжиньск — земля Добжиньская
3. Киев? — скорее всего земля Куявская (только пр.сторона — серебро, а не золото и корона должна быть общая)

1. Петр Куров, бальи Люблина (1431-1432).
2. Вжель.
3. Помиан.
4. Мадроздки.
5. Сжелига.
6. Новина.
7. Орла.
8. Ян Нова Керкев.
9. Николай из Куники.
10. Глаубич.
11. Гримала.
12. Клепциг.
13. Долива.
14. Протвик.
15. Николай Шёнблатт?
16. (?)
17. Расп.
18. Коржбок.
19. Заремба.
20. Полукоза.


21. Янина.
22. Корсак.
23. Дрия.
24. Пиршала.
25. Окза
Арсений Зеленцов
20. Полукоза (Półkozic) у тебя съехал на третью картинку :))))
Арсений Зеленцов
вернее у тебя он написан под второй :)))
Полукоза — первый на последнем листе.
Это Староконь(starykon)?
Арсений Зеленцов
Да, это герб Старыконь. В 14-15 веках им обладала семья Шафранцев, владевшая замком Пескова Скала на юге Польши, который дошел до наших дней (в мадернизированом правда виде)

Клим
Блин. Вы простите, конечно, но мОдернизированный.
ArtisKorsak
Dobrij denj vsem! Ja necaino nashol etu informaciju o mojei familii KORSAK. I vizu moju familiju v poslednjem spiske pod nomerom 22.Korsak.
Esli mozete pomogitje s informacijei o mojei familii, budu blagodaren! Menja zavut Artis Korsaks ja rodilsja v Latvia v gorode Riga i poetomu u menja poslednjaja bukva v familii s .Moi deduska i otec iz Lithuania i familija pishetsja KORSAKAS kak bi litovskoje pisanije. Xocetsja ponjatj otkuda ze proizoshla eta familija i imenno kotorij Gerb mojei familiji? Spasibo zaranjee!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.