Культ дикого кабана у кельтов

reconstruction-of-celtic-iron-age-carnyx-found-at-deskford-aberdeenshire-B1C4NR

© перевод svart_ulfr


Особую роль кабана в религии и искусстве Европы в период Железного века подтверждают многочисленные изображения этого зверя в кельтском искусстве, распространенные по всему континенту.

lictt-cluj

Кельтский бронзовый кабан из (слева) гутенбергского вотивного приношения (Лихтенштейн, II — I вв. до н. э.), и (справа) из румынской Лункани (Клужа) (I в. до н.э)



Вепри встречаются в кельтской Европе повсюду – на монетах и в виде статуэток, на гребнях шлемов и боевых трубах-карниксах, подтверждая особую связь этого зверя с войной и властью.



gund-houn 

Статья на английском

Бронзовый кабан с кельтского шлема из Хаунслоу, Англия (слева) и изображение воина в шлеме, украшенном фигуркой кабана (справа), с гундеструпского котла (конец II – начало I вв. до н.э)

obverse-of-a-celtic-silver-coin-from-esztergom-hungary-early-1st-c-bc

Шлем с фигурой
кабана, изображенный на аверсе серебряной кельтской монеты из Эстергома, Венгрия (начало I вв. до н.э)

Самые узнаваемые кельтские музыкальные инструменты, карниксы (боевые трубы) делался в виде кабаньих голов, вновь свидетельствуя о том, что этих зверей кельты изображали чаще всего (см. статью «Карникс, кабанья голова»). Впечатляет и множество бронзовых статуй, выполненных в натуральную величину и обнаруженных в кельтских захоронениях и святилищах, — например, в погребении, хранящем кельтскую колесницу, обнаруженном в болгарском Мезеке, или в святилище Нёви-ан-Сюльа (Луаре), что во Франции.

neu-bo

Бронзовая статуя кабана из святилища Нёви-ан-Сюльа (I вв. до н. э.)

mezek-j

Бронзовая статуя с кельтской колесницы, захоронение в Мезеке, Болгарии ( III в. о н.э.)

Если свинья была самым распространенным животным в Европе, нередко встречаясь в захоронениях Железного Века в качестве пищи для загробной жизни, то останки кабанов в подобном качестве очень редки, что свидетельствует о том, что дикий кабан, в отличие от домашней свиньи, не воспринимался кельтами только лишь как источник пропитания. Религиозное значение зверя подтверждают и его изображения на артефактах, таких, как кельтиберская культовая повозка из Мериды (Испания) или статуя из французского Эфиньекса (верхняя Марна) – последняя, вероятно, изображает кельтского бога кабанов Моккоса.

br-war

Известняковый столб-статуя, Эфиньекс (верхняя Марна) (I вв. до н. э.)

boar-cent

«Кабанья охота» — бронзовая кельтиберская культовая повозка из Мериды, Испания (I вв. до н. э.)

То, что дикого кабана кельты изображали гораздо чаще других животных (он уступает в этом отношении разве что хищным птицам – см. статью «Катубодуа»), свидетельствует об особом значении, которое он занимал в жизни кельтского общества. Имеющиеся археологические и нумизматические данные убедительно свидетельствуют, что охота на кабана, возможно, играла важную роль в инициации воинов Железного Века, будучи частью «ритуала перехода».
0
Реклама
Senicheff
Хочется добавить, что культ кабана не только кельтский, Тацит приписывает его Эстиям, а Беовульф носил золоченого вепря на шлеме.
Есть шанс, что культ вепря может быть общей ИЕ традицией, что было бы очень приятно и интересно.
Алексей
Senicheff: Вообще культы животных, на сколько я знаю, были очень распространены. Просто в рамках блог я стараюсь собирать информацию касающуюся непосредственно античных кельтов

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.