Рассматривая иконы, возник вопрос: в возможно ли использовать в качестве налатника стеганое ромбами пончо? Чтобы не быть голословным, приведу заинтересовавшие меня изображения.
Икона Святой Дмитрий Солунский. Псков — конец 14 века. Корпус – явно накидка в виде пончо, прошитая ромбиками, с закругленными углами, обшитая по краям черной каймой.
Медная иконка св. Георгия. Найдена в Астрахани, считается произведена на Русь, датировка — 13-14 вв. У Георгия руки и подол значительно отличаются от корпуса, вероятно простеганная ромбиками накидка одета на корпус поверх другой одежды/доспеха.
Св Евстафий, Новгород, первая половина — середина 12 в. Корпус – стеганый ромбами, юбка и руки – нет. Значит ли это, что сверху одет стеганая накидка?
«Бичевание Христа» кон.XVв. Новгород. У воина слева от Исуса – ромбовидная стеганка надетая поверх набицепсников и пластинчатой юбки.
Святые Флор и Лавр в образе воинов. Конец 15 века. У Лавра — очевидно на корпусе стеганка, обшитая по краям, закрывающая корпус и оставляющая на виду пластинчатую юбку и бицепсы.
Крест дьяка Стефана Бородатого, Ростов, серед 15 века. У воина стеганая ромбами куртка с рукавами надетая поверх пластинчатой юбки.
Печать Григория Богдановича (1409-1415 гг.) Плохо видно, но опять – ромбики лишь на корпусе, не доходят до рук и юбки.
Это все не стегло, а каноническое изображение корпусного доспеха, берущее начало от византийской традиции.
Всем этим размышлениям сто лет в обед. Как сейчас помню… 2006-2007й год, попытки увидеть в изображениях бугуртные ништячки… И иконы те же самые. Дежавю просто…
Кстати, если это изображение ромбов на корпусе — доспешные пластины, то если взять изображения стеганых (?) ромбами чулков (портов) на других иконах — вряд ли там изображены пластинки от доспехов.
То, что мы видим на изо, идет из традиции изображений воинов вообще. Она у нас в целом не менялась с самого начала зарождения иконописи, а корни ее в изображении римлян. Это все хорошо видно, если подробно рассмотреть византийскую иконопись с самого начала и немного прочитать по теме. «Клетка» в качестве схематичного доспеха массово присутствует в Лицевом Своде, например. Да и еще много где. Причем, чем позднее и мельче изображение, тем меньше и художник заморачивался на подробности (не всегда, но очень часто).
Что качается клетчатого узора на гражданской одежде, то здесь канонов почти не было и потому мастера могли позволять себе разные вольности, создавая более-менее реалистичное изображение.