Наконец-то дошли руки выложить небольшую статейку о том, как оклеивать кожей аспис. Под катом бубут фотографии с пояснениями.
Прежде всего, о том, что нам понадобится для работы.
Материалы:
Кожа. Годится исключительно корова, причем тонкая. Естественно, без разного рода лакированной поверхности, не крашеная, не сыромять. Я брал толщиной 1.5-2 мм, но, думаю, можно попробовать и 1-1.5мм, так как два кожаных круга — это достаточно тяжело и экономия веса будет совсем не лишней.
NB — кожу следует свернуть рулоном, избегать любых складываний, заминов и т.д. — потом не расправите.
Клей. Я не стал эксперементировать с разведением аутентичных клеев и использовал ПВА.! Денег на клей советую не экономить, взять хороший, так как поверхность у нас сложная, и от его способности к склейке зависит качество всей работы. Рекомендую «Момент СуперПВА» — это, наверное, самый лучший вариант.
Крепеж. Порпакс (бронзовая рукоять по центру) и кольца будут крепиться в процессе оклейки, поэтому следует подготовить крепеж: бронзовые гвозди либо заклепки.
Нитки. Нитки берем обыкновенные льняные.
Воск. Проващивание нитей — обязательная вещь, поэтому озаботимся наличием небольшого куска воска.
Интструменты:
Кисть средних размеров для нанесения клея.
Дрель и сверла к ней по диаметру крепежа.
Ножницы по металлу.
Напильник.
Молоток.
Кусок мела либо карандаш.
Ножницы обыкновенные.
Шило.
Несколько прочных иголок с широким ушком.
Портновский метр, либо же рулетка.
Для начала вырезаем из кожи два круга, оставляя хороший запас: от 5 см.
Последовательность действий будет такая: 1. Оклейка внутренней стороны щита 2. Крепление порпакса и колец 3. Оклейка внешней стороны щита 4. Закрепление кожи по ранту
Берем один круг, вымачиваем его в тепловатой воде, пока кожа не станет податливой. Далее немного сушим, давая стечь.
На поверхности (вплоть до плоской кромки щита) наносим ровный слой клея, после чего начинаем клеить.
Под кожу, в том месте, где рука будет контактировать со щитом, можно загодя приклеить кусок войлока (он проглядывает на второй фотографии.)
Прижимаем сначала середину, затем от нее начинаем разглаживать и немного растягивать кожу к краю, так, чтобы кожа хорошо приклеилась по всей площади, а все образующиеся складки были выровнены. Так доводим до перехода самой линзы щита до плоского обода, хорошо проклеиваем стык.
Ждем некоторое время, кожа должна прихватиться, но неприклееная к ободу поверхность не должна еще высохнуть. Затем так же, от середины к краю, приклееваем рант.
Это, наверное, самый сложный момент в поклейке щита, так как у нас образуется большое количество складок, а из-за резкого перехода на рант, уже приклеенная кожа норовит отойти (вот здесь то и важно качество клея — с дешевым ПВА ничего не выйдет), но немного упорства, и кожа растягивается, образуя ровную поверхность. также учтите, что, по высыханию, кожа утягивается.
Вот так выглядит наш щит изнутри. Прямоугольная выпуклость, идущая от порпакса к месту крепления антилабе (рукояти, за которую хватается лапка) — это войлочный «амортизатор».
Намечаем отверстия, сверлим их. Я использовал медные гвозди с широкой шляпкой. Их вставлял с внешней стороны, предварительно обрезав для заклепывания на бронзовых деталях колец и рукояти.
также, как и первый, замачиваем второй круг. Клеим похожим образом — от центра к краям. Наружная сторона клеится не в пример легче, чем внутренняя.
далее внутренний круг обрезаем по ранту и проклеиваем, как на фото внизу.
Крупным планом. Внешняя покрышка идет внахлест на внутреннюю.
Образание)
Далее соединяем по краю. Я сделал это так, что у меня «внешний» слой находил на внутренний. В результате на по кромке щита получается двойной слой кожи (что неплохо сказывается на живучести), зазоры между слоями отсутствуют, а сшиванием я добился еще и дополнительного стягивания кожи.
В общем, если есть намерение ставить по кромке бронзовую оковку, то сшивание излишне, благо это достаточно трудозатратная процедура.
Кожду прокалываем шилом. Шаг стежка я брал = 1 см, его удобно размечать, используя метр либо рулетку.
также рекомендую дополнительно к прошивке проклеивать рант, а также следить, чтобы кожа была влажной.
Если она высохла — смочите ее мокрой тряпочкой, иначе при сшивании высохшая кожа будет трескаться и ломаться.
Шьем в две нитки, нить обязательно проващиваем, протирая ее через кусок воска.
Сама метода выложена внизу в пошаговом варианте.
Удачи)
А что получилось в итоге, нет фото?
как обещал
как краска легла?
А еще забыл, что на истфаке про подготовку пергамента говорили — решил, что упоминаемая при покраске щита побелка — это ровный фон белил, а надо было обезжирить, да мелом натереть. Хорошо хоть жена помнит такие вещи с курса)
А вообще, там не все ясно — темпера кое-где отошла, везде плачет, но в основном не отдирается даже растворителем. Я еще к однозначным выводам не готов — эксперименты продолжаются (само жЫвотное красил акрилом уже потом — решил не рисковать)
Буква Л на Боспор, увы, не катит)))
На самом деле — хочу напейсать небольшенький опус, по поводу изображенного жывотного (что за жЫвотное и почему таковое изображено) т.к. столкнулся с некоторой проблемкой по поводу того, что малевать и откуда брать картинки.
А про льва напишы, уж очень похоже на крылатого льва св. Марка)))))))))))))))))))))))
Да, есть такое дело. Постараюсь написать вменяемо.
По самой оклейке — все тип-топ. Ничего не перекосилось, все ровненько и замечательно, к внешним повреждениям кожа вполне устойчива.
По всему остальному есть у меня длинный ряд нареканий.
Мне кажется, это из-за того, что я 1. хреново подготовил поверхность — не обезжирил, как следует. 2. Опять же, при подготовке поверхности, я решил, что упоминание о побелке мелом — это нанесение слоя белил — забыл курс источниковедения) В результате краска на белилах течет еще больше, а надо было тупо натирать мелом — это сушит, по идее, кожу и позволяет краске впитаться.
Сейчас пытаюсь отодрать все то, что намалевал. беда, короче
Я не могу пока сказать ничего, она странные результаты дает — «плачет», например, но вот ацетоном не отдирается)))))))))))))))))))))))))
Более подробно смогу, наверное, сказать по окончанию колдунства.
Причем, скорее всего, щит буду докрашивать акрилом (там сложный рисунок и мне жалко результат).
Если при шитье сухая кожа трескается и ломается/рвется — значит это просто очень плохая кожа. ))))
Хотя, все может быть, хотя кожа мне кажется весьма ничегошной)
И доводилось шить и более «тонкие конструкции». Где швы вообще малюпасенькие.
Поэтому могу сказать, что нормальная кожа по идее рваться и прочее даже при таком варианте не должна.
Единственно, что в этом варианте при шитье на мокрую она лучше формуется как надо. Это да.
Хотя надо учитывать, что они в принципе использовали кожу только натурального дубления, а она порой очень отличается по качеству от дубления нынешнего заводского
Если нормально выделана, то натуралка лучше жирована, более вязкая (т.е. можно шить очень мелкие детали очень плотным швом не боясь, что нитка порежет кожу или та лопнет при отбивке шва), лучше тянется
Приготовил он, прежде всего щит — крепкий и большой, Хорошо украшенный всюду, еще и выковал обод тройной,… — помнишь как там дальше?)))))))))))))))
Думаю все же (особенно учитывая состоятельность гоплитограждан) что щит для них не был адовой проблемой, и все же был довольно легко покупаем-продаваем-заменяем. Относительно конечно. Хотя про кожу нам уже Трюгви все разъяснил)))
Тем более. что «быдло» аспис не носило, а носили его состоятельные перцы.
И потом: чем в античности могли уничтожить щит?
Копьями? хахахаха)))
Кроме того поракс повредить не повредив его хозяина довольно проблематично. А покоцаную основу всегда можно заменить переставив на новую красивый гламурный порпакс.
Факт в том, что щит тыркали копьями, стрелами и пулями из пращ. Т.е., учитывая частоту военных битв, один щит имел все шансы пережить хозяина с минимальным ремонтом поверхности.
Другая фаланга не?
Ладно это разговор из области высоких материй. У нас тут под рукой есть любимое хобби которое нам и поскажет насколько легко или сложно попортить аспис акинаком))) Еще бы человек 15 греков найти и вопрос с фалангой тоже бы решился))
Так вот, судя по ним, насколько я понимаю, фаланга решала проблемы копьями, а всякий там копис-махайра — это типа Глока для морпеха))))
Поднял, всего покрывающий, бурный свой щит велелепный,
Весь изукрашенный: десять кругом его ободов медных,
Двадцать вдоль его было сияющих блях оловянных,
Белых; в средине ж одна воздымалася — черная воронь;
Там Горгона свирепообразная щит повершала,
Страшно глядящая, окрест которой и Ужас и Бегство.
Сребряный был под щитом сим ремень; и по нем протяженный
Сизый дракон извивался ужасный; главы у дракона
Три, меж собою сплетясь, от одной воздымалися выи.
Так и просится:
Поднял, всего покрывающий, бурный свой щит велелепный,
Весь изукрашенный: десять кругом его ободов медных,
Двадцать!!! Нет!!! Тридцать иль сорок!!!
Полсотни для ровного счета.
Тысяча блях из электра сияют
и анус алмазный.)
Bоl P. С. Argivische Schilde (Olympische Fonchungrn. XVII). B.—N.Y., 1989
Лично я с такими пропитками серьезно не работал, поэтому тут сказать ничего не могу.