Пресс-служба Армии Фрундсберга торжественно сообщает:
На фестивале «Времена и Эпохи» Армия, в рамках проекта «Триумф Императора», посвященного XVI веку, проводит мастер-класс по историческому фехтованию в рамках правил «PANZERKAMPF».
«Панцеркампф» — единственная фехтовальная организация в России, которая с 2006 года проводит два-три турнира в год по неизменным правилам, поддерживая высокие стандарты допуска по историчности доспехов.
Высочайшая репутация «Панцеркампф» создана не только лучшими правилами боя, но также и неизменно честным судейством, высоким уровнем организации и общим высоким антуражем средневековья.
Ведущие:
Легенда отечественной реконструкции Алексей Калинин, он же «Герр Алекс фон Кальн».
Глава «Армии Фрундсберга» Илья Петрухин, он же «Герцог Тирольский»
В программе: Фехтование двуручным мечом. Фехтование полуторным мечом
— Удержание меча. Смена хвата. Хват за перекрестье, за середину клинка.
— Правильные траектории ударов.
— Защиты клинком.
— Обезоруживание.
— Работа мечом в клинче.
— Борцовские приемы с использованием меча.
— Приемы рукопашного боя и противодействие им.
В чем особенности правил «Панцеркампф»:
1. Почему только латные доспехи и только исторические правильные?
Только латные доспехи – чтобы не огорчать бойцов других стилей в другой защите, с другой фехтовальной техникой, для которых объективно нужны другие правила с другими ограничениями и приоритетами. Да, можно сделать турнир с некими средними правилами, в равной степени неудобными для всех, но это не наша сфера интересов.
Только правильные – чтобы отсеять реликтовых гоблинов. На сегодня исторически правильный латный доспех вполне доступен простому реконструктору со средним достатком.
2. Почему такие высокие требования к силе ударов?
Потому что скоростные удары с неполной амплитудой в принципе неэффективны против латников. Латный доспех сам по себе достаточно хорошо защищает от таких ударов, будь даже оружие заточеным, поэтому латнику нет смысла дергаться, чтобы парировать щелчки или обмениваться щелчками в угоду «гоблинскому» судейству.
3. Зачем требовать нанесения ударов, которые оставляют следы на дорогих доспехах?
Удар по полной амплитуде действительно может хорошо повредить доспехи и создать неприятные ощущения телу под ними. Практика показывает, что только сильные удары стимулируют бойцов брать защиты оружием, что является правильной тактикой фехтования «наносить удары, не получая ударов» по сравнению с популярной со времен печально известной ФИФ тактикой «швейной машинки» (когда подобной швейной отстрочке удары наносятся быстрые и неэффективные).
4. Почему регламент ограничивает время поединка и зачем нужен подсчет очков? Историчность этого весьма сомнительна.
Потому что мы ограничены по времени. В средние века ни участники, ни зрители никуда не торопились, они могли себе позволить поединок до победы, сколько бы он ни продолжался. Рыцарь мог ограничиться одним поединком в день, а турнир мог идти несколько недель.
Нам не нужно, чтобы бойцы выматывались в первых поединках и без сил приползали к финалу.
5. Зачем нужны борцовские приемы и приемы рукопашного боя?
Такого же мнения придерживались авторы средневековых учебников по фехтованию. Под «смешанный» тип боя создавались доспехи и оружие. Иллюстрации к турнирным книгам и хроники поединков (напр. турнирная книга имп. Максимиллиана I) упоминают борцовские приемы и не упоминают запрет на таковые. Для реконструктора сомнения неуместны.
6. Зачем нужны бои на кинжалах и на булавах?
Эти виды поединков также пользовались популярностью в шестнадцатом веке. Мы первыми ввели их в современную турнирную практику. И этот эксперимент себя оправдал: зрелищность и азарт боев не уступает клинковому бою.
7. Не будет ли тогда более выгодной современная рукопашная тактика в ущерб высокому искусству фехтования? Не дают ли такие правила фору борцам-тяжеловесам?
Не будет. Хороший фехтовальщик может нанести борцу несколько ударов пока тот подойдет вплотную. Продолжительный безрезультатный клинч будет остановлен судьями.
8. Зачем в правилах предусмотрена возможность ничьей? Этого нет больше ни на каких турнирах.
По нашим правилам победа должна быть очевидна даже непосвященному зрителю. Если силы бойцов примерно равны, и никто не может получить преимущество в отведенное время, будет более справедливо признать ничью, чем высасывать «победу» из разницы в пределах погрешности судей.
9. Можете ли вы обеспечить грамотное судейство по таким сложным правилам? Как боец может обжаловать решение судей?
Мы уже семь лет проводим два-три турнира в год по этим правилам. За это время у нас не было ни одной жалобы на судейство со стороны гостей нашего турнира.
Наши правила объективно удобнее для судей, потому что легче безошибочно удары и приемы, которые невозможно не заметить, чем сбиваться со счета в мельтешении мечей-«линеек».
Сражаясь по нашим правилам, боец в наименьшей степени зависит от субъективного мнения судей, которые в других фехтовальных организациях могут принимать любые решения, пользуясь абсолютным отсутствием ответственности.
10. Насколько Панцеркампф привлекателен для стороннего зрителя по сравнению с существующими альтернативами?
Наши правила наиболее близки сердцу зрителя. Зритель желает видеть красивый бой: рыцарей в настоящих доспехах, полновесные удары, защиты клинком, нокдауны, обезоруживание. Зрителя мало волнует количество пропущенных слабых ударов легкими мечами. Зритель на ура принимает клинч и броски.
Зритель желает видеть победу сам, а не с удивлением узнавать, кто победил, от судей.